Меню
Главная - Пенсионное страхование - Какие федеральные органыы исполнительной власти подведомственны непосредственно президенту рф

Какие федеральные органыы исполнительной власти подведомственны непосредственно президенту рф

26.1. Федеральные органы исполнительной власти


Деятельность федеральных органов исполнительной власти регулируется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года, иными законами, подзаконными актами Президента и Правительства. Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ, которое в соответствии со ст.

1 Закона «О Правительстве» является высшим исполнительным органом государственной власти, как непосредственно осуществляющим исполнительную власть, так и возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ является органом общей компетенции, осуществляющим на коллегиальной основе руководство различными сферами хозяйства.
Согласно ст. 12 Закона Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность,

Правительство и федеральные органы исполнительной власти в российской федерации

Во всех странах исполнительная власть является наиболее разветвленной, многочисленной и влиятельной ветвью госаппарата.

Реализация законов, политических решений, практическая организация жизнедеятельности каждого парода составляет функциональную прерогативу исполнительной власти. Не случайно именно исполнительная власть олицетворяет государство не только в обыденном понимании людей, но и в трудах великих философов и общественных деятелей различных исторических эпох. При этом одни считают исполнительную власть необходимым злом, другие, напротив, усматривают в ней источник стабильности, спокойствия, устойчивого развития.

И это не случайно: исторически возникнув как «служанка» правителей, будучи вторичной по отношению к верховной власти, исполнительная власть в ходе государственного развития неизбежно разрастается, нередко приобретая гипертрофированный характер, становится куда более авторитетной и могущественной по сравнению с властью представительной и судебной.

Структура органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ

Структура исполнительной власти в первую очередь регулируется Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред.

от 31.03.2015). Первоначально определим контрольные понятия органов исполнительной власти.

Министерство — орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерство Российской Федерации — центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.

Министерства возглавляются министрами.

Министр по должности входит в состав Правительства РФ и осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций. Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления исполнительной власти в Российской Федерации.

Система федеральных органов исполнительной власти

Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г.

(с изм.)

«О системе федеральных органов исполнительной власти»

. В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Феде- рации входят федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г.

(с изм.)

«О структуре федеральных органов исполнительной власти»

.

Федеральные органы исполнительной власти могут быть разделены на две группы:

Административное право России

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ До 2004 г., т.е. начала административной реформы в системе федеральных органов исполнительной власти, в правовом положении данных органов имелось как общее, так и специфическое, характерное для их видов либо конкретных органов.

Многие принципиальные вопросы реформой решены иначе, а часть из прошлого в порядке концептуального правопреемства воспринята и воплощена в обновленную организационно-правовую систему исполнительной власти.

Среди наиболее важных общих черт правового положения федеральных органов исполнительной власти, которое они имели до реформы, выделяются следующие: эти органы представляли собой в организационно-правовом отношении самостоятельные, обособленные звенья, неподведомственные другим федеральным органам исполнительной власти.

Статья 32. Особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти.
В этом смысле по своему правовому положению они были федеральными органами исполнительной власти одного и того же правового уровня.

(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 n 3-ФКЗ)

См.: Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г.

N 1177 (с изм.) (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4082).Теперь в структуре федеральных органов исполнительной власти содержание упомянутого примечания качественно изменилось: в нем говорится о конкретных федеральных органах исполнительной власти, контроль за деятельностью которых осуществляет Президент, а не об их подведомственности по вопросам, закрепленным на законодательном уровне.
Таким образом, правовое регулирование в этой области имеет некоторую тенденцию к сокращению числа органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту.

В юридической литературе такие особенности руководства называют дуализмом исполнительной власти. Такое положение обусловлено весьма существенными конституционными полномочиями Президента в конкретных сферах управления наряду с общей компетенцией и конкретными полномочиями Правительства в этих же областях.

Структура исполнительной власти и роль Президента РФ

11 октября 2007, 283 После принятия ныне действующей Конституции РФ, закрепившей принцип разделения властей, в нормативную практику вошло понятие «исполнительная власть». Оно заменило собой термин «государственное управление». Все органы государственного управления независимо от их уровня стали именоваться органами исполнительной власти.

Конституция РФ ставит во главу всей системы исполнительной власти Правительство РФ. Она фактически вывела его из подчинения Государственной думе.

Последняя лишена существовавшей ранее возможности осуществлять функции исполнительной власти. Вместе с тем конституционными нормами, Федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, рядом федеральных законов и нормативных президентских указов закреплена активная роль президента в руководстве правительством и исполнительной властью в целом, хотя формально Президент РФ стоит над всеми ветвями власти, осуществляя взаимодействие между ними.

Федеральные органы исполнительной власти

К субъектам, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями на федеральном уровне, относятся Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также специальные публичные органы (Банк России, Счетная палата РФ и др.), хотя и не входящие в систему органов исполнительной власти, но осуществляющие властную, исполнительно-распорядительную деятельность. Статус федеральных органов исполнительной власти определяется в зависимости от вида органа, его подчиненности и полномочий. Вид (организационно-правовая форма) органа исполнительной власти представляет собой основной дифференцирующий критерий, определяющий его статус.

Вид органа устанавливается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят:

  1. • министерства;
  2. • федеральные службы;
  3. • федеральные агентства.

4. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, 5 заместителей, в т.ч. 2 первых и федеральные министры. Исполнительная власть — это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов.

Помимо Правительства РФ в систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные комитеты.