Меню
Главная - Международное право - Вопросы конституцнно правовой ответственности прительства

Вопросы конституцнно правовой ответственности прительства

Конституционно-правовая ответственность правительств


Для характеристики исполнительной власти важное значение имеет вопрос конституционно-правовой ответственности правительства, которая предусмотрена нормами конституционного права. Этим она отличается от ответственности за нарушение конституционно-правовых норм, которые несут должностные лица правительства по нормам других отраслей права — уголовного, административного, гражданского. а является преимущественно политическим и не имеет ни материального, ни репрессивного характера.

Наступления указанной ответственности не обязательно связано с наличием вины. Только в определенных случаях она наступает при наличии вины того или иного должностного лица правительства, которая должна устанавливаться с соблюдением законных процессуальных норм. Формами конституционно-правовой ответственности правительства являются: — отмена или приостановление

Конституционно-правовая ответственность в РФ (стр.

3 из 6)

Конституционно-правовая ответственность характеризуется специальным субъектом правонарушения. Им может быть только орган или должностное лицо, на которого Конституцией РФ возложены функции осуществления публичной власти. Из сказанного следует, что субъектом конституционно-правовой ответственности может выступать и политическая партия, хотя в настоящее время такой ответственности она не несет.

Законодательством РФ не предусмотрена ответственность депутата Государственной Думы, как, впрочем, и конституционная ответственность палат Федерального Собрания. Таким образом, субъектами конституционного правонарушения (деликта) являются: Президент, Правительство, член Совета Федерации РФ, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), орган исполнительной власти субъекта, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, орган местного самоуправления или должностное лицо органа муниципального образования, политическая партия, Генеральная прокуратура РФ в лице Генерального прокурора.

Конституционно-правовая ответственность Правительства РФ

На сегодняшний день следует различать политическую ответственность правительства перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства — при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения — при любых. Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом.

В общем виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении.

От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ. В результате деятельности

Конституционно-правовая ответственность Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 110 Конституции Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Вследствие этого у него существуют следующие обязанности (ст. 114-116 Конституции Российской Федерации): —разрабатывает и представляет Государственной Думе федерального Собрания федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; —представляет Государственной Думе Федерального Собрания отчёт об исполнении федерального бюджета; —обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; —обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; —осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государстве ной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; —осуществляет

Конституционная ответственность Правительства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

6.

Электронная версия Инструктивных указаний Госарбитража СССР от 29.06.1979 г.

№ И-1-4

«Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно -вычислительной техники»

.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSЮN/PILOT/main.htm/ (дата обращения: 14.06.2018). 7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс». 8. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс».
9.

«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»

от 24.07.2002 № 95-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс». 10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред.

от 09.02.2012)

«О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

//СПС «КонсультантПлюс». 11. Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2003 № КГ-А40/8531-03-П // СПС «КонсультантПлюс».

Конституционно-правовая ответственность: некоторые вопросы теории Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»


ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru УДК 342 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Станкин А.Н.

Статья посвящена анализу отдельных проблем конституционно-правовой ответственности, а также проблемам их реализации. В частности, рассматриваются разные подходы к определению понятия данного вида ответственности.

Анализируются точки зрения относительно двухаспектности конституционной ответственности, то есть относительно позитивного и негативного ее начала. Рассматриваются общие и особенные черты конституционной ответственности. Автором исследуется взаимосвязь конституционной ответственности и политической ответственности, поскольку конституционное право наиболее тесно связано с политикой.

Рассматриваются разные подходы к определению основания конституционного правонарушения, а также к определению состава конституционного деликта.

Ключевые

Меры и основания конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации

Определение понятия мер конституционно-правовой ответственности связано с анализом мер государственно-правового воздействия. Доминирующими среди последних являются меры принуждения.

Таким образом, в данном случае следует говорить о конституционно-правовой ответственности в негативном смысле. В Российской Федерации предусмотрены достаточно разнообразные меры конституционно-правовой ответственности негативного характера.

С принятием Конституции РФ 1993 г.

расширились виды конституционно-правовых санкций. Появились институты отрешения Президента РФ от должности, признания решений неконституционными Конституционным Судом РФ, отмены или приостановления решений органов исполнительной власти Президентом РФ и др. Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие меры негативной конституционно-правовой ответственности государственных органов, органов местного самоуправления, депутатов и должностных лиц:

Конституционно-правовая ответственность Правительства.

ЧИРКИН: За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку.

Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или должностным физ.

лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой). Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер.
Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ.

Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра).

Конституционное право. Университетский курс

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Конституции России и зарубежных стран предусматривают меры конституционно-правовой ответственности правительства перед главой государства и парламентом.

Отставка правительства является конституционно-правовой санкцией за неудовлетворительную деятельность органа исполнительной власти. Такие конституционные нормы направлены на обеспечение контроля за деятельностью правительства со стороны других высших органов государственной власти и применяются в рамках системы сдержек и противовесов.
Конституция Российской Федерации предусматривает следующие формы конституционно-правовой ответственности Правительства РФ:

  • недоверие (ответственность перед Государственной Думой).
  • отставка (ответственность перед Президентом России);

Глава государства может принять решение об отставке Правительства РФ в соответствии со ст.